logo3_NPJ

NATIONAL PHARMACEUTICAL JOURNAL

ВТЛП, БТЛП и БМКП: в чем отличие и кто обеспечивает Россию этими препаратами?

Автор:

ВТЛП, БТЛП и БМКП: в чем отличие и кто обеспечивает Россию этими препаратами?

На полях IX Всероссийской GMP-конференции с международным участием состоялась сессия, посвященная особенностям производства биологических лекарственных препаратов.

На 1 августа 2024 года в России действует 553 лицензиата, из которых 202 производят биологические лекарственные средства различных групп (биотехнологическая группа препаратов, иммунобиологические и др.). В настоящее время 5 производителей имеют лицензии на производство высокотехнологичных лекарственных препаратов (ВТЛП). Это продукты на основе соматических клеток (2 лицензиата), геннотерапевтическая продукция (3 лицензиата), продукты тканевой инженерии (2 лицензиата). При этом у некоторых лицензиатов в лицензию включено по две группы. Еще ряд организаций планируют производить ВТЛП и готовятся к лицензированию.

Но в чем же отличие БМКП от ВТЛП?

ВТЛП – это геннотерапевтический лекарственный препарат для медицинского применения, или лекарственный препарат на основе соматических клеток для медицинского применения, или тканеинженерный лекарственный препарат. В отношении него необходимо проведение доклинических и всех фаз клинических исследований. Эти препараты подлежат регистрации.

Биомедицинский клеточный продукт — комплекс, состоящий из клеточной линии и вспомогательных веществ либо <…> в сочетании с прошедшими государственную регистрацию лекарственными препаратами для медицинского применения, и (или) фармацевтическими субстанциями, и (или) медицинскими изделиями. «Такой продукт может включать лекарственные препараты, но сам препаратом не является. В современном прочтении ФЗ-180 «О биомедицинских клеточных продуктах» исключает из перечня БМКП ВТЛП, т.е. то, что может относиться к лекарственным препаратам, к БМКП не относится. К БМКП мы можем отнести те продукты, которые были изготовлены для конкретного пациента по индивидуальному назначению. БМКП не подлежит регистрации», — подчеркивает начальник научно-производственного комплекса биотехнологий ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России Денис Барановский.

Правовая коллизия

В России существует многообразие правовых решений для геннотерапевтических клеточных препаратов ввиду длительной эволюции этого направления. Отсюда сегодня есть как регистрируемые варианты клеточной терапии, так и не подлежащие регистрации. Например, БМКП не подлежат регистрации, но на сегодня есть прецедент зарегистрированного БМКП (компания «ГЕНЕРИУМ»).

Для генной терапии существует правовое решение в виде ВТЛП или БТЛП. При этом высокотехнологические препараты также могут быть регистрируемыми решениями препаратов для клеточной терапии. Биотехнологические препараты, которые являются правовым решением в основном для генной терапии, могут быть не подлежащими регистрации по индивидуальному применению и подлежащими регистрации.

При выборе правовых решений для генной терапии возможны два варианта: ВТЛП и БТЛП. «Принципиальная разница в том, что в отличие от ВТЛП национальное регулирование в новой редакции ФЗ-61 допускает применение незарегистрированного БТЛП по индивидуальному назначению, но в том случае, если это назначение было сделано на основании генетического исследования», — подчеркивает Денис Барановский.

 «ФЗ-61 не предусматривает возможности применения незарегистрированных ВТЛП – для них исключения не сделано. В редакции ФЗ-61, которая вступит в силу 01.09.2024 описано исключение для биотехнологических лекарственных препаратов, которые можно применить пациенту по индивидуальному назначению в соответствии с решением медицинской комиссии, если сделано индивидуальное генетическое исследование. И такие препараты могут не подлежать регистрации», — разъясняет представитель ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России.

Препараты плазмы крови

Препараты плазмы крови человека являются биологическими препаратами. А такие препараты из плазмы крови человека, как альбумин, иммуноглобулин человека нормальный, фактор свертывания крови VIII, являются жизненно важными. Например, препараты альбумина незаменимы для человека в качестве плазмозамещающих средств при чрезвычайных ситуациях, связанных с техногенными катастрофами, природными катаклизмами, военными операциями. Фактор свертывания крови VIII показан для лечения и профилактики гемофилии А, при проведении экстренного и планового хирургических вмешательств. Иммуноглобулин человека нормальный необходим при иммунодефицитных состояниях и для проведения иммуномодулирующей терапии.

На сегодняшний день в России пока не так много компаний, которые производят препараты крови — 22 лицензиата. Одной из них является группа компаний «Фармстандарт», которая выступила партнером сессии по биологическим лекарственным препаратам. Производство осуществляется на ее площадке в Уфе («Фармстандарт-УфаВИТА»), а также в г. Несвиж Республики Беларусь («Далиомфарма»).

Выступая в рамках сессии, руководитель отдела реализации плазматических проектов АО «Фармстандарт» Михаил Нуреев подчеркнул, что до настоящего времени потребности системы здравоохранения Российской Федерации в альбумине, иммуноглобулине человека нормальном и факторе свертывания крови VIII обеспечивались за счет импорта препаратов из плазмы крови человека. Из-за пандемии COVID-19 и экономических санкций ввоз альбумина и иммуноглобулина человека нормального на территорию Российской Федерации сократился, возник дефицит, что создает значительные угрозы и вызовы для национальной безопасности.

«В декабре 2022 года в Уфе было запущено первое крупносерийное локальное производство фактора свертывания крови VIII для лечения гемофилии типа А», — напомнил Михаил Нуреев. В июне этого года «Фармстандарт» и Правительство Москвы подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого планируется строительство на площадке «Алабушево» завода по производству основных лекарственных препаратов из плазмы крови человека.

Производство иммуноглобулина человека нормального в дозировках 50 мг/мл и 100 мг/мл и альбумина во всех необходимых дозировках, зарегистрированных Министерством здравоохранения Российской Федерации, налажено на заводе ООО «Далиомфарма» в Республике Беларусь. Также предприятие может производить криопреципитат для дальнейшей наработки фактора свертывания крови VIII.

70% в уставном капитале компании принадлежит АО «Фармстандарт». Для дальнейшего развития производства и обеспечения пациентов необходимыми препаратами «Фармстандарт» предлагает снять ограничения на вывоз плазмы из РФ для фракционирования в Республику Беларусь с последующим возвратом произведенной в Союзном государстве готовой продукции на территорию РФ.

Помимо «Фармстандарта» производство препаратов крови в ближайшее время планирует начать и компания «СКОПИНФАРМ». Заместитель генерального директора Иван Семенов, выступая на IX Всероссийской GMP-конференции, поделился опытом создания современного производства полного цикла препаратов из плазмы крови человека.

«Для создания в России современного производства полного цикла препаратов из плазмы крови человека компании «Октафарма-Фармимэкс», «СКОПИНФАРМ» и «ФАРМИМЭКС» реализуют специнвестконтракт по созданию производства полного цикла препаратов крови, включая заготовку плазмы для фракционирования по технологиям мирового уровня. Проект предусматривает трансфер технологий производства широкого спектра препаратов крови одного из ведущих международных производителей Octapharma AG и освоение производства полного цикла. Со стороны Российской Федерации специнвестконтракт подписан Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Правительством Рязанской области», — рассказал Иван Семенов.

Представленный на GMP-конференции опыт производителей биологических препаратов формирует уверенность, что пациенты, нуждающиеся в препаратах крови, в скором будущем смогут использовать уже отечественные лекарственные препараты, производимые в достаточном количестве на территории России и государств-членов ЕАЭС.

IX Всероссийская GMP-конференция с международным участием прошла 21-23 августа в Уфе.

Поделиться

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО